«Сюита» А. Шнитке – циклическое произведение, предназначенное для двух исполнителей – скрипки и фортепиано. Каждая их пяти частей цикла имеет программный подзаголовок: 1 ч. – «Пастораль» 2 ч. – «Балет» 3 ч. – «Менуэт» 4 ч. – «Фуга» 5 ч. – «Пантомима» Пастораль» открывает сюитный цикл. В рамках жанра народного итальянского танца сицилианы два инструмента-персонажа (Piano и Violino) разыгрывают театрально-хореографическую миниатюру. Небольшое инструментальное «pas-de-deux» на семантическом уровне возможно условно разделить на три фазы: инструментальное «антре» персонажей Piano и Violino, основанное на тембровой персонификации; инструментально-хореографическая дуэтная сценка двух инструментов-персонажей и инструментально-хореографическая кода, связанная с традициями балетных каденций (участники «pas-de-deux» демонстрируют свои технические возможности через серию сольных выходов – антре). Вторая часть сюитного цикла «Балет» предполагает воссоздание событий балетного мини-спектакля. В отличие от «Пасторали», взаимоотношения героев инструментального спектакля во второй части раскрываются композитором на основе идеи состязания, соревнования. Уже с самого начала инструментально-балетной композиции намечается сценический принцип строгого распределения ролей. Героем первого плана, направляющим действие спектакля становится Violino. Персонажем второго плана оказывается инструмент Piano. Таким образом, дуэт Violino и Piano функционирует (пользуясь балетной терминологией) как «солист» – виртуоз и оттеняющий солиста – «ансамбль» танцоров (кордебалет). Менуэт», третья часть «Сюиты в старинном стиле» представляет вокально-инструментальную композицию, где Violino отводится роль солиста – «певца», а Piano выполняет функцию партнера-инструменталиста. Миниатюра представляет собой трехчастную композицию, в основе которой заложен принцип контрастирования, сопоставления двух различных вокальных жанров. Первая часть заключает в себе черты скорбной лирики. В «арии скорби» кантиленная, свободно льющаяся мелодия в a-moll с характерными интонациями арии lamento передает удивительную трепетность интонаций человеческого голоса. Средняя часть миниатюры представляет новый вариант арии lamento, которая приобретает мужественные волевые черты. Огромная роль в создании этого активного образа играет прием четкой артикуляции основной темы, изложенной ровными четвертными длительностями в маршевом ритме. Реприза возвращает зрителя-слушателя к скорбно-печальным образам арии lamento первой части «Менуэта». «Фуга» – четвертая часть сюитного цикла. Принцип фугированного развития становится для композитора средством для воссоздания духа состязания, соперничества двух партнеров-инструменталистов. Не случайно композитор обращается к одной из специфических разновидностей фугированных форм – к двухтемной фуге. Каждый инструмент-персонаж «на авансцене разыгрывает» свою оригинальную тему. Незначительная роль интермедийных разделов лишь подчеркивает экспонирующую функцию тематизма, где принцип инструментального соревнования основан на множественном проведении обеих тем каждым из солистов сценического действа. Однако миниатюра построена не только на основе контраста звуковой организации музыкального материала, но и на основе идеи строго регламентированной трехфазной логики развития жанра (экспозиция-разработка-реприза). «Пантомима» представляет собой некий синтезирующий итог, в котором органично соединяется калейдоскопический ряд сцен, разыгранных двумя актерами-инструменталистами Violino и Piano. Окончание пьесы на неустойчивом гармоническом созвучии (доминантовый нонаккорд в тональности G dur) воплощает идею бесконечного движения, бесконечно длящегося карнавального праздника.