Пётр Ильич написал 10 опер, среди них очень разные: Ундина (на французский сюжет, фантастическая), Воевода (тоже неудачная, исторического плана), Опричник (историческая драма), Кузнец Вокула (во второй редакции Черевички, акцент на лирические и сакральные линии), Евгений Онегин (70-е годы, вопреки ожиданиям композитора имела большой успех), Орлеанская дева (героическая опера, яркие лирические сцены), Мазепа (историческая драма 80-х годов), Чародейка (лирическая драма незаурядного характера, в сюжетном плане не слишком правдоподобная история), Пиковая дама (написана в 91-м году, первоначально либретто предназначалось для неизвестного Леновского, клавир написан за 43 дня, композитор отожествил себя с Германом), Иоланта (светлая лирическая опера).
Пётр Ильич хотел от опер прежде всего эмоциональности сюжета. Музыка была на первом плане, но слово не терялось на её фоне. Пушкин долгое время работал над повестью Пиковая дама, существовало множество набросков. Пушкин списывал даму с княгини Натальи Галициной. Пушкин умер в один день с Натальей, а Чайковский умер возле её дома. Опера состоит из 3 действий и 7 картин. Сюжет оперы волнует и творца и слушателей, романтичен. Чайковский стилизует "Искренность пастушки". Вначале оперы даётся характеристика места, где происходит действие - летний сад, в котором гуляют нянюшки с детьми (слышен отгосок любимой оперы Чайковского Кармен, в частности детского марша). Вся опера пронизана идеей игры, в этом смысле Пётр Ильич уже заглянул в 20 век. Чайковский первым поднял в опере вопрос человеческой игры. Идея игры сосредоточена в 3 картине. Всё пронизано числовой символикой, вплоть до произнесения тройного заклинания. пиковая дама строится по типу грандиозной сонатной формы.