Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.
В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка", хор поселян из оперы Бородина "Князь Игорь", многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.
Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов - распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.
Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.
В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.
В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.
Песня Марфы из оперы Мусоргского "Хованщина".
Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера "Хованщина" написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня "Исходила младёшенька" - очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.
В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.
Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный - варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.
Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова "Садко".
Опера "Садко" написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.
Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор "Высота ли, высота поднебесная" написан на мелодию былины "Соловей Будимерович". Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.