Странствия и путешествия эпохи Средневековья по своей мотивационной
направленности мало отличались от путешествий эпох Древнего Востока и
Античности. Более широкий масштаб приобрел в ту эпоху религиозный
туризм, а также «путешествия за знаниями». Многочисленные экспедиции,
направляемые для открытия новых земель, побуждали у их участников не
только «жажду золота», но и «жажду овладения неведомым», что имело в
своей основе черты экстремального туризма.
Проблемы путешествий того времени
затрагиваются в различных источниках. К ним можно отнести труды
средневековых хронистов и историков, записки императоров и членов их
семей. В ряде литературных произведений тема странствий и путешествий
нередко становится ключевой. Весьма репрезентативен блок трудов,
освещающих тему паломничества: это произведения отцов церкви, а также
труды по церковной истории. «Путешествия за знаниями» находят свое
отражение, как в документах, так и в работах, где описывается жизнь
студентов в средневековых университетах.
Особый интерес представляют мемуары путешественников стран Запада и Востока.
Путешествия древних русичей отражены в «хожениях», в былинном эпосе, а
также в описаниях странствий землепроходцев. Нельзя обойти вниманием и
воспоминания иностранцев о посещении Московии, из которых можно узнать, в
частности, об особенностях отечественного гостеприимства в
Средневековье.
Исследовательская литература, где так или иначе затрагиваются вопросы
средневековых путешествий и туризма, многообразна. Сюда следует отнести
общие работы, труды по истории церкви, где рассматриваются различные
аспекты паломничества, литературу о формировании инфраструктуры, а также
большой блок работ, посвященный описанию и анализу странствий,
путешествий и географических открытий. Отдельно можно отметить работы,
посвященные отечественным путешественникам и землепроходцам.
К наиболее массовым путешествиям эпохи Средневековья можно отнести
паломничество. Религиозный фактор в целом был тем импульсом, который
приводил в движение огромные массы народа, о чем свидетельствуют,
например, крестовые походы. Странствия пилигримов в Палестину начались
уже в III-IV вв. К этому времени восходят имена таких известных
паломников, как св. Порфирий, впоследствии ставший епископом Газским,
Евсевий Кремонский, св. Иероним, изучавший в Вифлееме Святое Писание,
св. Павла и ее дочь Евстахия, из знаменитого рода Гракхов, которые
похоронены недалеко от места рождения Иисуса Христа.