Эксперимент, история, споры и исследования
Пьер-Симон Лаплас являлся абсолютным атеистом и твёрдым сторонником каузального детерминизма (простым языком говоря, утверждения, что всё в мире подчиненно причинно-следственным связям и все таковые могут прослеживаться и быть предсказанными), а его Демон, фактически, олицетворение его убеждения – ведь если можно рассчитать всё прошлое и всё будущее, зная всё настоящее, можно представить себе и существо, имеющее доступ ко всей информации настоящего и имеющего абсолютные средства использования этой информации. Первичной формулировкой Демона является отрывок из Essai philosophique sur les probabilités:
«Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определённый момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое»
Смысл эксперимента, конечно, не в возможности материального Демона Лапласа – а в возможности такового предсказания как такого, на чём Пьер-Симон и настаивал. А теперь нам придётся обратиться к истории и понять, почему бедняга Демон ныне покоится в недрах нерабочей теории и является красивым экспонатом музея эстетичных (и не очень) идей человечества (явно дальше от флогистона и вечного двигателя, но достаточно близко с апейроном Анаксимандра), а классический физический детерминизм нынче хромает и вынужден искать всё новые маски и обличия. Начнём с простого – к примеру, задачи трёх тел, какая в общем случае не имеет решения в виде конечных аналитических выражений или факта того, что разные начальные условия могут привести к одному и тому же состоянию системы. Да, у Демона Лапласа появляются мелкие проблемы – ну и что, так, лёгкий кашель (на самом деле кашель хриплый и температура высокая) у здоровой идеи! Идём дальше (достаточно далеко от времени Лапласа) и видим нашу главную проблему – квантовую физику. Гейзенберг вывел принцип неопределённости имени себя, который гласит, что нельзя одновременно точно измерить импульс и координату частицы – и для исходной формулировки Демона появляется уже очень большая преграда, наш МЭ увозит реанимация. Ну а далее настоящие проблемы начали нарастать – Демона пнул Шрёдингер со своим уравнением, и, вероятно, пострадавшая горгулья, когда-то бывшая конечной целью науки, а ныне впавшая в кому, увы, бы скончалась, но Эйнштейн всполошился, создал мысленный эксперимент «Мышь Эйнштейна» и парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена, сказал своё знаменитое: "Бог не играет в кости'