В условиях разрухи после Смутного времени и тяжелого финансового
положения правительство сильно нуждалось в поддержке основных групп
господствующего класса. Поэтому, Земские соборы, после избрания в
феврале 1613 года царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова, заседали
почти непрерывно. Поместное дворянство и посадские верхи на этих
соборах были представлены гораздо шире, чем в XVI веке, голоса их
раздавались более уверенно.Но, несмотря на возросшее значение
поместного дворянства и посадских людей, Боярская дума по-прежнему
являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царем
верховную власть. Заседания думы, как правило, проводились ежедневно в
одной из палат царского дворца или в его государевой комнате. Одно из
таких заседаний Боярской думы показано на картине художника А. П.
Рябушкина.Царь в нарядной одежде сидит на торне,
украшенном драгоценными камнями. За царем стоит думный дьяк со свитком и
стряпчий с шапкой и посохом царя. Вдоль стен на скамьях чинно восседают
члены Боярской думы. Один из бояр стоя докладывает о вопросах,
подлежащих обсуждению. Рядом с ним сидит боярин, голова которого утонула
в стоячем воротнике, так называемом «козыре». «Козырь» являлся
признаком особого положения его обладателя. Отсюда и пошло выражение
«ходить козырем» т. е. важничать. Чем родовитее был боярин, тем он ближе
садился к царю. Из-за места бояре часто ссорились. Побежденный в
местническом споре обычно «выдавался головой» победителю: должен был в
сопровождении чиновника Разрядного приказа отправиться домой к
выигравшему спор, извиняться перед ним, даже стоять на коленях