Если о приданиях,то вот: В преданиях об Иване Грозном царь предстаёт перед нами как человек, обладающий магической силой. У него загорается свеча после того, как её вынули из воды, его проклятия боятся ведьмы-перемётчицы. Такой характер преданий связан с отношением к царю не только как к высшей светской власти, но и как к высшей духовной власти в земной иерархии. Он «благочестивый царь» и хочет уничтожить на русской земле всю нечисть: в этом сюжете, вероятно, проявил ось народное осмысление опричнины. В преданиях о Петре Первом отразилось отношение народа к небывалому царю-работнику, который не гнушается простым народом, трудится вместе с плотниками и может ради мастерства вытерпеть даже брань, а мастера наградить. Иван Грозный в преданиях изображён в архаической (древней) традиции: он жрец, маг, всесильный царь. Образ Петра Первого рисуется совершенно иначе: это царь-плотник, работник, воин и строитель. В преданиях о Петре отражается общий настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор, большое количество бытовых деталей. мы представляем себе не только царя, но и тех, чьими трудами мужала Россия: землепашцев, рыбаков, мастеровых, солдат.