Тайпинское восстание и зарождение национального самосознания
В 1850 г. снова вспыхнуло массовое крестьянское восстание.
Под руководством крестьянского вождя Хун Сю-цюаня тайпинское восстание
докатилось до ворот Шанхая, после того как большая часть внутренних
провинций Китая не смогла оказать сопротивления исключительно мощному и
хорошо организованному натиску крестьянства.
Восстание было направлено против помещиков и феодальных чиновников маньчжурской династии.
Повстанцы выступали под древнехристианскими лозунгами. Но вместе с
тем одним из основных принципов тайпинского восстания был лозунг: «Земля
принадлежит всем!»
«Каждый из тех, кто обрабатывает землю, должен иметь равную долю
земли, и свой рис пусть они едят вместе. Тайпинский чиновник должен
прежде всего заботиться о том, чтобы составляющие общину 25 семейств,
находящиеся под его надзором, имели достаточное количество запасов; все
сверх этого он должен хранить в общественном амбаре, так чтобы и
властитель получал столько, сколько ему нужно»,— провозглашали тайпины,
дабы таким путем осуществить «тай пин тянь го» (небесное государство
великого благоденствия).
В течение 15-летней гражданской войны плохо вооруженные и
оборванные крестьяне завоевали весь Центральный и Южный Китай и на
севере подошли вплотную к императорской резиденции — Пекину, а на западе
— к границам Тибета. Маньчжуры без малейшего колебания обратились за
помощью к иностранным державам для подавления восставшего народа.
Тайпины были разбиты с помощью английского оружия и английских офицеров;
американцы и французы предоставили своих солдат.
Имя маньчжур, ставших к тому времени китайской династией, стало
столь же ненавистно, как и имя изменника родины У Сань-гуя, который за
200 лет до этого призвал маньчжур на помощь для подавления восстания
китайских крестьян. Империалистические державы извлекли из предательской
политики императорского двора те же выгоды, какие извлекли двумя
столетиями раньше маньчжурские завоеватели из обращенного к ним призыва У
Сань-гуя: они помогали пекинским правителям в их борьбе с крестьянами,
но плоды победы они полностью присваивали себе, отнимая у китайской
монархии одно суверенное право за другим.
Тайпинское восстание было последним чисто крестьянским восстанием в
Китае. После его подавления революционное движение шло под
буржуазно-демократическими лозунгами, первым пунктом которых была
национальная независимость Китая, а вторым — земельная реформа. Если У
Сань-гуй еще мог пойти на измену родине, не вызвав этим крушение
привилегий своего класса, и если он шел на риск, что будет свергнута та
династия, которой он служил, но сохранял при этом надежду спасти всю
систему правления, обеспечивавшую власть его класса, то маньчжуры своим
призывом о помощи, обращенном к иностранным захватчикам, неуклонно
копали могилу себе и всей феодальной системе.
В этот период у китайского народа зародилось чувство национального
самосознания. С этого времени ни один человек, не проводивший
последовательной политики в защиту независимости нации, не мог
претендовать на руководство Китаем, не восстановив, в конце концов,
против себя большинство народа.
Распродажей страны американцам и своими отчаянными призывами к
западному империализму о помощи в борьбе против китайского народа Чан
Кай-ши ныне поставил себя в ряды отъявленных врагов родины. Ему и его
американским покровителям противостоит китайский народ, сплоченный
ненавистью к пресловутому предателю У Сань-гую и предательской
Маньчжурской династии, и той еще более сильной ненавистью, какую навлек
на себя Чан Кай-ши с начала гражданской войны, изменнически продав в
1931 г. Маньчжурию японцам и всю китайскую нацию Трумэну и Маршаллу.