ТУВА
Во время нашествия монголов население Тувы и Мнусийской котловины составляло государство, названное в летописи Рашид-ад-дина одним владением «Киргиз и Кэм-кэмджиут». Кэм-кэмджиут — это несомненно Енисей (древнее название Кам, или Хем).Создавались города, которые не имели крепостных стен, что очень характерно для городов, сооружавшихся монголами на завоеванных землях. В то время жилищем рядового поселенца служил прямоугольный дом каркасной (столбовой) конструкции с деревянными стенами, обмазанными с обеих сторон глиной и оштукатуренными алебастром.
Основой хозяйства тувинцев продолжало оставаться пастбищное скотоводство в сочетании с орошаемым земледелием и охотой. Разводили лошадей, овец, коз крупный рогатый скот, в том числе и сарлыков (яков), а северо-восточные тувинцы разводили оленей. Сеяли в небольшом количестве просо и ячмень близ весенних и осенних пастбищ, обрабатывали землю примитивной деревянной сохой, снабженной железным наконечником. Промышляли пушного зверя и крупных животных – косуль, маралов, лосей, оленей, а в горных степях — тарбаганов (сурков). Основным оружием были лук и стрелы.
ЯКУТЫ
Земледельческие навыки, которыми владели их предки тоже были утеряны. Однако в глубине Якутии они сохранили свои стада рогатого скота и табуны лошадей, свой язык и культуру.
Якуты выплавляли железо из руды и умели изготовлять топоры, ножи, пальмы, котлы, наконечники для стрел, кольчуги, кузнечные принадлежности и другие орудия труда и предметы домашнего обихода. Кузнечное дело выделилось в особое профессиональное ремесло. Кузнец у якутов был окружен почетом, и он считался сильнее шамана. Якуты верили, что его ремесло и искусство созданы более могущественными духами, чем шаманские, что кузнец, владеет могучей силой огня и может убить шамана.
Основным богатством у якутов был скот. На лошадях ездили верхом и запрягали их в сани. Из кобыльего молока изготовляли кумыс. Рогатый скот и лошадей убивали на мясо. Из молока рогатого скота делали масло и другие молочные продукты. Кожа рогатого скота и лошадей употреблялась на выделку одежды и обуви. Из нее изготовляли посуду, веревки, ремни и другие предметы. Широкое применение находил конский волос.
В условиях длинной и жестокой зимы скот не может обходиться без сена, и якуты должны были производить заготовку корма для рогатого скота, но лошади зимовали на подножном корму. Сено косили железными и костяными косами. Заготовка сена заставляла якутов вести полуоседлую жизнь. Летом выезжали на пастбища. Зимой перекочевывали на зимники, которые строились по близости от покосных мест. Некоторые якуты имели, кроме летнего пастбища, еще весенние и осенние пастбища. Жили якуты рассеянно, строили юрты на большом расстоянии одна от другой.
Важными отраслями хозяйства якутов были охотничий промысел и рыболовство. Многие бедные якуты, не имеющие скота, питались только рыбой, мясом зверей и птиц. Рыбу ловили волосяными сетями и неводами. Применялись также «морды» и запоры.
Якуты добывали соболей, лисиц, зайцев, белок, горностаев и других пушных зверей. Они шили теплые одежды из собольих, лисьих, волчьих, заячьих и других мехов. Также была развита охота на лося, медведя, диких оленей и других зверей.
ТУНГУСЫ
У ряда тунгусоязычных групп сохранились пережитки древнего дооленеводческого уклада их предков, пеших охотников и рыболовов тайги, не имевших оленей.
Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя. В основном охотились на мясного зверя, пушного били попутно. Первая охота кормила, поэтому и отношение к ней было особое. Мясной зверь нужен был для существования, а пушной - для обмена и получения отсутствовавших у них предметов, без которых можно было и обойтись, а также для уплаты дани бурятам, монголам и якутам. Мясо, как и излишки рыбы, вялили на солнце или сушили над огнем, чтобы потом превратить их в муку.
На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда и целую.
Бродячие охотники добывали рыбу с помощью лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу через лунки, а летом рыбаки занимались лучением с лодки. В горной же тайге рыболовство имело такое же значение, как и собирательство: рыбой лакомились, как и ягодами, в определенные сезоны.
Автор:
alba82Добавить свой ответ
Предмет:
МатематикаАвтор:
giménezОтветов:
Смотреть
Предмет:
Другие предметыАвтор:
taraparrishОтветов:
Смотреть
Предмет:
Русский языкАвтор:
abdónjohnsonОтветов:
Смотреть