Предмет:
ИсторияАвтор:
deeestradaАвтор:
messiahmlfuДобавить свой ответ
Предмет:
Русский языкАвтор:
sableОтветов:
Смотреть
Предмет:
Другие предметыАвтор:
baby boo0d2yОтветов:
Смотреть
Прочитайте отрывок из книги французского историка и ответьте на вопросы.
Европа в 1000 г.
3. «…Чтобы представить себе Европу тысячного года, придется дать волю воображению. Первое, что нужно отметить, это то, что людей было мало, очень мало. Возможно, в десять, в двадцать раз меньше, чем сегодня. Плотность населения – порядка той, что ныне встречается в Центральной Африке. И повсюду царит неистребимая дикость. Ее тьма сгущается по мере удаления от Средиземноморского побережья, за Альпами, за Рейном, за Северным морем. В конце концов она охватывает и поглощает все. Здесь и там островками выделяются поляны, теснятся лачуги крестьян, деревни, окруженные садами, откуда поступает основная часть продуктов; поля, родящие мало несмотря на то, что земле дают подолгу отдыхать под паром; и повсюду вокруг – нескончаемые просторы, где царит охота, сбор диких растений, где вольно пасется домашний скот. Изредка встречаются города. Чаще всего это остатки римских поселений; перелицованные античные памятники превращены в церкви или крепости; в них живут священники и воины, а также обслуживающий их простой люд, чьими руками производится оружие, металлическая монета, украшения – все необходимые символы и орудия могущества…
Люди того времени, люди высокой культуры, люди мыслящие, черпавшие свои познания в книгах, представляли Землю плоской – в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном. Край земли теряется во мраке. Он населен чудными племенами – одноногими людьми, людьми-волками. Рассказывали, что время от времени как из-под земли возникают их страшные полчища, предвещая приход Антихриста. В самом деле, христианский мир подвергался набегам венгров, сарацинов и пришельцев с Севера – норманнов. Это были последние вторжения в истории Европы. В тысячном году она еще не вполне оправилась после этих нашествий, и вызванная ими мощная волна страха еще не успокоилась. Натиск язычников приводил к отступлению. Христианство и те хрупкие, изысканные, почитаемые культурные формы, в которые оно воплотилось в эпоху Поздней Империи: латинский язык, музыка, знание чисел, искусство строительства каменных сооружений – как бы затаились в подземелье, пока, не решаясь выйти из крипт… В этом плоском, круглом, окруженном всяческими ужасами мире есть центр. Это Иерусалим. Все взоры с надеждой обращены к тому месту, где Христос принял смерть и вознесся на небо. Между тем в тысячном году Иерусалим пребывает в плену, удерживается неверными. Мир, во всяком случае известная западноевропейцам его часть, расколот на три области: здесь господствует Ислам, царство зла; там, в Византии, царит полузло: конечно, это христианский мир, но чужой, говорящий по-гречески, а потому вызывающий недоверие, к тому же постепенно скатывающийся к расколу; наконец, сам Запад. Латинский христианский мир мечтает о золотом веке, об империи, т.е. о мире, порядке и изобилии. Это неотвязное воспоминание о благополучных временах связывается с двумя заветными городами: Римом, который, однако, в это время играет второстепенную роль и более чем наполовину заполнен греками, и новым Римом – Аахеном».
Источник: Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1994. С. 10-14.
1. Укажите ключевые особенности развития Европы к 1000 г., перечисленные известным французским историком.
2. Как представляли Землю жители средневековой Европы?
3. Назовите народы, чьи миграции и вторжения оказали серьезное воздействие на христианский мир Западной Европы.
4. О каком "золотом веке" мечтает латинский христианский мир?
5. Как именовалась империя, находившаяся в Аахене?