Большую роль в эпоху Ренессанса сыграли идеи Джордано Бруно, ему принадлежат мысли о пантеистической философии природы. Он высказывался о материальном единстве и бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Появлению натурфилософии в его мыслях во многом обязано знакомство Джордано Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно видел назначение философии в познании природы, божественной в своей сущности, являющейся «Богом в вещах». Так же космологическая теория Николая Коперника оказала на него большое влияние, и Бруно развивал идеи о бесконечности природы и о существовании бесконечного множества миров. В бесконечности, согласно его взглядам, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. За основную единицу принята монада, в которой воедино сливается телесное и духовное, объект и субъект. Бог – высшая субстанция, иначе «монада монад». Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем». С 12 лет Бруно изучает древнюю и новейшую философию и за небольшой срок получает сведения по самым разным отраслям знания. Годы шли, и у Бруно вырабатывалось новое мировоззрение. В 24 года Бруно становится священником, и ему открываются новые возможности для труда и общения. Он читает книгу Коперника «Об вращении небесных тел». Позже он бросает монашеское одеяние и прибывает в Тулузу, где ему удается получить вакансию на кафедре философии. Взгляды Бруно противоречили официальному учению католической церкви. К его свободе мысли не относились с пониманием, чаще всего это была неприязнь. Из-за недовольства сторонников ему приходится покинуть Тулузу, позже его изгоняют и из Оксфордского университета в Париже. Бруно возвращается в Лондон, пишет труды «О причине, начале всего и едином», «О бесконечном, вселенной и небесных телах», «О героическом энтузиазме». Джордано Бруно открыто отстаивает свои убеждения, в его книгах открытая злая усмешка. В Венеции он берет в ученики некоего патриция, которыйприводит в дом учителя капитана инквизиции. Причиной стало то, что ученик не получил какие- то особые магические познания. Позже инквизиция обвинила его в ереси. Отказавшись отречься от своих идей, Бруно был сожжен на костре в 1600г. на Площади Цветов в Риме. 9 июня 1889 года в Риме был воздвигнут памятник Джордано Бруно. Католические церкви были закрыты в этот день. Жизнь свидетельствовала, что Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов, и смерть его являлась образцом мужества и стойкости Великого Духа, принявшего чашу страданий, ведь ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из его груди. Он держал себя с невозмутимым спокойствие и достоинством. Сейчас, когда с началом космических полетов и исследований идея множественности миров переживает расцвет, очень важно предохранить ее от повторного вырождения. Наука, так необходимая для совершенного преодоления поставленных задач, требует сильного, героического духа. Именно в такой форме я понял эту идею из творчества Бруно. Так идеи Джордано Бруно и его предшественников Николая Кузанского и Коперника способны заложить в человека героическое начало