Набери в поисковике: http://artstudies.sias.ru/ художественная культура 1920 годаВзаимодействие творчества русских художников с новаторским французским искусством – важнейший импульс развития отечественного авангарда периода его становления и расцвета – сохранялось и в 1920–30-е годы. Причем в работах мастеров самых разных эстетических позиций и поколений. Но живой контакт с современной французской культурой, для большинства художников неосуществимый в реальности, заменялся умозрительным. В то же время мастера авангарда – и рядовые участники движения, и его мэтры-теоретики – теряли свой радикальный настрой и заново переосмысливали художественное наследие, в том числе и новейшее французское искусство. Одной из стратегий художников, стремившихся к пластической свободе, но все же не всегда свободных от мифотворческого духа эпохи, стал уход (как от официально поощряемой мифологизации и воспевания действительности, так и от крайностей модернизма) в камерное, интимное, независимое художественное пространство. Эти процессы и их поляризованное восприятие художниками рассматриваются впервые в контексте параллелей с родственными явлениями во Франции, что позволяет по-новому увидеть особенности развития советской культуры на избранном автором историческом этапе. Ключевые слова: советская культура 1920–30-х годов, живопись, французское искусство, авангард, модернизм, парижская школа, мифологизация. Культура у нас одна – французская, и без нее ни один художник не жил. Н. Пунин1