Идейным вождём революционного народнического движения стал Н.Г. Чернышевский. Он выступал за крестьянскую революцию,развивал иде. А.И. Герцена об "общинном" социализме,ратовал за создание революционной организации. Идеи "общинного" социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русско радикальной интеллигенции- народничества. Они считали своей главной задачей сделать политическую силу сознательной и организованной. М.А. Бакунин (1814-1876) уповал на стихийный народный бунт против самодержавия. Он стал творцом теории анархизма,отрицающего государство. Для Бакунина высшим злом являлось государство.свободное общество-это общество,в котором осуществился бы принцип самоуправления народа. П.Л. Лавров (1823-1900) в отличие от Бакунина,не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал,что народная революция нуждается в длительной подготовке. Такую подготовку могло осуществить так называемые "критически мыслящие личности", имеющие основательную научную подготовку. Они должны идти народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. П.Н. Ткачев (1844-1885) полагал,что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота,который совершит строго законспирированная организация революционеров. Ткачев выступал против анархизма Бакунина. Ткачев считал невозможным разрушение государства. По его мнению,должна была произойти замена старых государственных институтов на новые,революционныеИдеи Герцена и Чернышевского,развитые Бакуниным,Лавровым и Ткачевым,стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина либо Лаврова,либо Ткачева.Учебник по истории России Л.Г. Косулиной,пособие по истории России А.Г. Созинова,С.В. Ерохина.