Принцесса(персонажсказкиШ.Перро«Спящаякрасавица»)Принцесса(Princesse)— персонаж сказки Ш. Перро «Спящаякрасавица» (1696), дочь короля и королевы, женапринца, сменившего на престоле своего отца, матьдвоих детей по имени Заря и День.Принцесса рождается после долгих лет бездетностиее родителей, и на крестины, празднуемые со всейпышностью, в качестве крестных матерейприглашают всех волшебниц королевства (ихоказалось семь), чтобы каждая одарила ее каким-нибудь особым даром. Но одна старая волшебницабыла забыта. Явившись на пир, она предрекла, чтоПринцесса уколется веретеном и умрет. Но седьмаяволшебница, пропустившая вперед старуху, обещала,что это будет не смерть, а сон, который продлитсясто лет. Когда Принцесса достигла возраста 15–16лет, оба предсказания исполнились. Принцессазасыпает, а вместе с ней — по воле седьмойволшебницы — и все ее окружение, вокруг замкавырастает непроходимый лес. Через сто лет досына короля из новой династии дошел слух опрекрасной Принцессе, спящей в заколдованномлесу. Он находит Принцессу, которая просыпается, авместе с ней и все вокруг.Более двух лет принц тайно встречался сПринцессой, у них родилось двое детей — девочкаЗаря и еще более прекрасный мальчик День. Тайнулюбви принц скрывал от матери , происходившей изплемени людоедов. Только став королем послесмерти отца, он объявляет о браке. Вскоре онотправляется на войну. Королева-мать хочет съестьсначала детей, а потом и невестку, но дворецкий,которому она поручает готовить из них обеденныеблюда, подает ей зажаренных животных, а ихпрячет. Людоедка обнаруживает укрытие и хочетбросить невестку с детьми в чан с жабами измеями, но возвращение короля мешает ее планам,и злодейка с досады бросается в этот чан, где ипогибает. «Король не мог не огорчиться: ведь этобыла его мать; но он вскоре утешился со своейпрелестной женой и своими детьми», — заканчиваетсказку Перро.Автор не сообщает о Принцессе ничегоиндивидуального. Ее свойства подарены прирождении добрыми волшебницами: «Самая молодаяобещала ей, что она будет прекраснее всех; другая— что она будет божественно умна, третья — что онавсегда и во всем будет удивительно мила; четвертая— что она будет безукоризненно танцевать; пятая —что она будет петь как соловей, а шестая — что навсех инструментах она будет играть с величайшимсовершенством». Таким представляется Перро идеалженщины. Но применительно к определенномучеловеку он слишком абстрактен. Только одеждаПринцессы времен Генриха IV, удивившая через столет принца, хоть как-то ее выделяет (ср.характеристику по одежде в образах КраснойШапочки, Кота в «Коте в сапогах» и др.). Еслиучесть, что Генрих IV правил на рубеже XVI–XVIIвеков, а Принцесса спала сто лет, то выясняется,что действие в сказке с момента пробужденияПринцессы происходит тогда же, когда Перро писалсказку. Так писатель совмещает мир сказки и мирсовременной ему действительности. Он склоненнарушать классицистическое требование единствадействия и создает «эллипсную сказку», в которойне один, а два центра. Точно так же образ «спящейкрасавицы» (точнее: «красавицы в спящем лесу») —лишь первый центр образа Принцессы, второй жемало с ним соприкасается: Принцесса превращаетсяв молодую королеву, которую вместе с ее детьмихочет съесть королева-мать. Общее между двумяцентрами образа — пассивность, зависимость отобстоятельств. Не случайно психоаналитики увиделив «спящей красавице» определенный сценарийженского поведения.Авторская трактовка образа Принцессыпредставлена в стихотворной «Морали», как жеэллипсной, как и сказка. В первой ее частиутверждается, что брак можно и откладывать, но нена сотню лет. Вторая мораль содержит утверждение,что узы до брака «и слаще, и нежней», поэтому«обождать — удача, не мученье», и только пылкоестремление женщин к браку мешает авторунастаивать на этом втором выводе. Игривая моральПерро превращает сказку в притчу, далекую отдетского чтения. «Эллипсная» форма образаПринцессы и сказки в целом не выдержалаиспытания временем, в сознании читателейпоследующих веков утвердился лишь первыйэпизод, связанный с мнимой смертью ипоследующим пробуждением «спящей красавицы».Сказка была впервые опубликована в 1696 г.анонимно в журнале «Меркурий», через год — всоставе сборника сказок Перро. В ней впервые вполной мере воплотились основные черты новоготипа сказок, разрабатывавшегося писателем.Образ Принцессы встречается во французском,немецком, итальянском, португальском, греческом,арабском, украинском, белорусском фольклоре, егодревнейшая запись обнаружена в текстестарофранцузского рыцарского романа«Персефорест» (XIV век).Есть аналогичная сказка в сборнике сказок ДжаниБатисты Базиле «Пентамерон» (1634–1636).Самое известное произведение на сюжет сказкиПерро — балет П. И. Чайковского «Спящаякрасавица» (1877), в котором партию Авроры(соответствует Принцессе Ш. Перро) исполняли вразное время Г. С. Уланова, М. Т. Семенова, О. В.Лепешинская, М. М. Плисецкая.