если из поэмы руслан и людмила,то вотВ "Руслане и Людмиле" интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы. Ради любви мужчины способны на все, что угодно.Вот и наш Руслан» - богатырь ездит; ищет свою супругу по свету. Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:…В одно мгновенье бранный лугПокрыт холмами тел кровавых,Живых, раздавленных, безглавых…Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык - свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:…Чего ты хочешь от меня?Нахмурясь, голова вскричала,Вот гостя мне судьба послала!Послушай, убирайся прочь!Я спать хочу, теперь уж ночь,Прощай! Но витязь знаменитый,Услыша грубые слова,Воскликнул с важностью сердитой:Молчи, пустая голова!Слыхал я истину бывало:Хоть лоб широк, да мозгу мало!Я еду, еду, не свищу,А как наеду, не спущу!…Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме «О храбром воине Анике», записанной через сорок лет после Руслана и Людмилы», Аника говорит своему противнику:А я хочу с тобою биться,На вострой сабле расходитьсяИ на меч-кладенец и на вострое копьеНу расходись…Вот я еду, не свищу,Ну наеду - не спущу…Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:…Лети хоть до ночной звезды,А быть тебе без бороды!…Теперь ты наш; ага, дрожишь!Знай наших…»В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи: …Бояре, задремав от меду, С поклоном убрались домой…» Или еще: …И в снег с размаха рокового Колдун упал - да там и сел…». По замыслу поэта Руслан и Людмила» - героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года.В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество русской силы».Смирись, покорствуй русской силе!» восклицает Руслан во время боя.…Но ты велишь, но ты любилаРассказы прежние мои,Преданья славы и любви…Преданья славы и любви» - вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою сказку», как он называл Руслана и Людмилу», из того сказочного мира, где русский дух», где Русью пахнет».Там русский дух…Там Русью пахнет!И я там был, и мед я пил;У моря видел дуб зеленый;Под ним сидел и кот ученый,Свои мне сказки говорил.Одну я помню; сказку этуТеперь поведаю я свету…Эта сказка совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир.Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии» - так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н. А. Добролюбов. На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира.Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в «литературное наследие» по определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт.По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим».