Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то
божественным, неземным.
Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к
жанру лирического произведения.
Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой
встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные
события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны,
период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой
ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души,
чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного
послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…» .
Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями
поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в
чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и
прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко
сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим
чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три
совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое
наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей,
воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное
сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются,
«голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской
жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» ,
воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный
рассеял прежние мечты») , говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о
тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье») , возвращение
любимой «пробуждает» героя Пушкина.
.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего
рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный» ,
рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный» , «вдохновенья – заточенья»)
, но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.