Лирический анализ стихотворенияАнализ стихотворения хлебниковаЛингвистический анализ стихотворенияВысоцкий анализ стихотворенияЕсенин анализ стихотворения
АвторСообщениеWhitefist Re: 30-май-2009 19-14лирический анализ стихотворения Заболоцкого " Некрасивая девочка"Colbine Re: 31-май-2009 23-01Заболоцкий ("Некрасивая девочка") «Некрасивая девочка» - Заболоцкий Н.А. Заболоцкий(«Некрасивая девочка»)Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.Лицо коня прекрасней и умнейОн слышит говор листьев и камнейВнимательный! Он знает крик звериныйИ в ветхой рощи рокот соловьиный……..На темный небосклонВосходят звезд соединеньяИ конь стоит , как рыцарь на часах,Играет ветер в легких волосахГлаза горят как два огромных мираИгриво стелятся, как царская порфира.Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты.Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении «Сентябрь». Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни…). Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер и даль не чиста ). Атмосфера дождя передана и в звукописи – аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра. Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости.Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в «словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце». Это символ счастливого слияния природы и человека.Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки «лица». Подчас он употребляет выражения «лицо коня», «лицо зверей», этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек – это только развитие того, что заложено в природе.Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других З ставит вопрос: «Что есть красотавит вопрос: «Что есть красота?». Поэтической манере З близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица.Иные холодные, мертвые лицаЗакрыты решетками, словно темницы.Другие – как башни, в которых давноНикто не живет и не смотрит в окно.Вот и стихотворение «Некрасивая девочка» представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема «источник противочувствия».Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.Среди других играющих детейОна напоминает лягушонкаЗаправлена в трусы худая рубашонкаКолечки рыжеватые кудриРот длинен, зубки кривыЧерты лица остры и некрасивыИ одновременно дается внутренний слепок с души.