Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме
поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле?
Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он
стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга
страдают люди (в тексте поэмы – это Евгений, Параша) . Помысли Пушкина,
государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье
Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и
творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому,
что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр Первый в начале
поэмы. Он – «кумир на бронзовом коне» . В поэме Петр – покоритель
стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими
произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Но нельзя
забывать о прологе поэмы, в котором Пушкин признается в своей
безоговорочной любви к Петербургу – творению Петра: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз… Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей…
Следовательно, существует два варианта прочтения поэмы. И оба они
заложены Пушкиным изначально. Возможно, такая вариативность обусловлена
самой темой произведения – трагизмом и неразрешенностью русской истории.
Пушкин не дает прямого ответа на вопрос: каков же Петр Первый на самом
деле? Поэт лишь позволяет увидеть эту фигуру в новом качестве.
Наверное, трудно найти в творчестве А. С. Пушкина каких-либо однозначных
утверждений. Удивительно глубоко осмыслена Пушкиным историческая тема,
одной из главных фигур в которой является фигура Петра Первого. Пушкин
объективно судил как о заслугах, так и о противоречиях его деятельности.
Образ Петра не случайно становится одним из центральных в творчестве
Пушкина. Петр – символ русской истории, загадочной и противоречивой.