Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная из всех Евангельских притч. К её сюжету обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. Цель данной исследовательской работы — изучить особенности и понять смысл притчи о блудном сыне, проследить, как она отразилась в произведениях живописи и литературы. Притча как жанр литературы. Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. От басни отличается глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Это один из самых древних жанров в мировой литературе. Притча возникла на Востоке, где любили говорить иносказаниями, аллегориями, загадками. Как жить в обществе? Как вести себя в семье? Как общаться с друзьями и врагами? Вот лишь некоторые темы притчей. Жанр притчи в Евангелии. Глубокий смысл притчи о блудном сыне. Евангельская притча – это разъяснение какой-либо духовно-нравственной истины с помощью сравнения. Странствуя по селениям и городам, Иисус учил людей не мудрёными речами, а простыми житейскими историями, которые могли произойти в жизни любого человека. Каждое Евангелие содержит разные по содержанию притчи. Среди них и притча о блудном сыне. В этой притче любящий и прощающий Отец – Бог, который не настаивает на любви сына – каждого из нас, не требует любви и послушания против нашей воли, не упрекает нас, когда мы уходим от Него, и прощает заблудшего в самый день покаяния. Притча о блудном сыне в произведениях живописи. Притча о блудном сыне послужила основой для создания многих произведений живописи. Сюжет этой притчи запечатлён на полотнах таких художников, как Дюрер, Босх, Мурильо, П. Батони, де Шаванн, Г. Доре и других. На мой взгляд, наиболее глубоко она отражена на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Этот художник запечатлел момент встречи отца с сыном. В объятиях отца раскаявшийся сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Невольные свидетели этой встречи застыли, потрясённые увиденным. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо. Притча о блудном сыне в русской литературе. Сюжет притчи о блудном сыне издавна привлекал внимание не только живописцев, но и мастеров слова. В русской литературе эта притча получила распространение ещё в XVII веке. Ярким примером тому служит «Повесть о Горе-Злочастии». Основу сюжета повести составляет трагическая история жизни Молодца, отвергнувшего родительские наставления и пожелавшего жить по своей воле, «как ему любо». Герой повести проходит тот же путь, что и блудный сын. Только путь покаяния у него иной – он уходит в монастырь, а не возвращается к отцу. Тема блудного сына звучит и в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». В доме Самсона Вырина на стене висят картинки, изображающие возвращение сына к отцу. Возможно, всю жизнь смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого, что для них Евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты. Писатели и поэты XX века тоже не раз обращались к притче о блудном сыне. В стихотворении В. Брюсова «Блудный сын» лирический герой сожалеет о покинутом доме, в который ему хочется вернуться. Поэт чувствует себя блудным сыном по отношению к родному дому. Но в этом произведении нет образов Бога и отца. Поэма Н. Гумилёва «Блудный сын» — поэтическое переложение Евангельского сюжета. Здесь есть и образ отца, и образ Господа. У А. И. Бунина в стихотворении «И цветы, и шмели…» встреча блудного сына с Господом происходит в момент смерти, перехода человека в другой мир. Человек кается в содеянных грехах, а Господь его прощает. Бунину удалось постичь высший смысл Евангельской притчи, согласно которому блудный сын – всё человечество, а отец – Господь. Ярким примером использования сюжета притчи о блудном сыне является и рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Настя, дочка умершей Катерины Петровны, слишком поздно осознала свою вину перед мамой. В конце повествования она плачет, но простить её некому, слёзы не приносят облегчения, никто не может снять с её души тяжёлый груз вины. Вся мировая культура: музыка, живопись, литература – проникнуты Евангельской мудростью. Без знания Евангельских заповедей, сюжетов, притч невозможно приобщиться к великой культуре. Притча о блудном сыне несёт идею покаяния и прощения. Никогда не поздно понять свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Тема блудного сына актуальна и сегодня. Она будет актуальна и важна всегда. Потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, покаяться в грехах и обрести веру в спасение.