1-«…лагерный бунт двенадцати, возглавленный майором Пугачёвым, тоже «бессмысленный и беспощадный», как и бунт его исторического однофамильца. Зеки сознательно обрекают себя на смерть, почти не имея надежды на спасение. Но для Шаламова главным в этом событии оказывается не иллюзия недосягаемой физической свободы, а обретение свободы духовной». П О С Л Е Д Н И Й Б О Й предчувствие трагического конца… ассоциация с войной…. 2-/Аресты 30-х годов были арестами людей случайных, наивных. Это были профессора, военные, инженеры, крестьяне, рабочие. Эти люди не были ни врагами власти, ни государственными преступниками, и, умирая, они так и не поняли, почему им надо было умирать. Моральную стойкость арестантов ослабляло отсутствие единой объединяющей идеи: «Разобщённые, они умирали в белой колымской пустыне от голода, холода, многочасовой работы, побоев и болезней. Они выучились не заступаться друг за друга. К этому и стремилось начальство. Души оставшихся в живых подверглись полному растлению, а тела их не обладали нужными для физической работы качествами», - пишет автор/. /После войны на смену им шли репатриированные – из Италии, Франции, Германии. Среди них было много людей с иными навыками, привычками, приобретёнными на войне, - со смелостью, уменьем рисковать, веривших только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики/. Лагерная администрация привыкла к ангельскому терпению, рабской покорности и ничего нового не ждала. https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-v-shalamov-poslednij-boj-majora-pugachyova-11-klass-distant-4259344.htmlhttps://urok.1sept.ru/статьи/538967/https://lit.ukrtvory.ru/analiz-rasskaza-poslednij-boj-majora-pugacheva-shalamova-v-t/