• Общественно-культурная ситуация в России конца 20го - начала 21-го в.
    1.Какие самые существенные изменения произошли в обществе и литературе начиная с 1987 года.
    2.Какие периоды можно выделить в истории новейшей русской литературы?
    Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?
    3.Почему «новую литературу» называют «другой», или «альтернативной»?

Ответы 1

  • Период второй половины 1980-х — первой половины 1990-х гг. носит сложный и противоречивый характер: с одной стороны, он пролагает путь к принципиально новому этапу литературной жизни; с другой стороны, его специфика определялся не творчеством современных авторов, но восприятием и общественным «переживанием» огромного массива литературы, порожденного прошлыми этапами развития художественного сознания. Поэтому с эстетической точки зрения он имеет значительно меньше общего с современностью, тяготеет к этапам преимущественно реалистическим. С другой стороны, именно эти годы, решительно смешавшие, столкнувшие на журнальных страницах метрополию и эмиграцию, разные эпохи, направления, литературно-художественные школы, реалистическую и модернистскую эстетику, предопределили эстетическое «лицо» литературы 1990-х гг. Соединив в одном историческом моменте несоединимое, они создали самую питательную почву для постмодернизма, безусловной доминанты литературы конца XX — начала XXI в., резко и решительно потеснившей реализм.Потеря традиционного литературоцентризма русской культуры происходила невероятно быстро. Описывая подобные по своей молниеносности процессы, Ю. Лотман говорил о «взрыве», рассматривая его как результат накопления культурой творческого потенциала, который в короткое время реализуется в национально значимых художественных явлениях.В конце 1980-х — 1990-е гг. русская литература действительно пережила «взрыв», — именно так и могут быть осмыслены те несколько лет, когда фактом общественного сознания стали «задержанные» произведения. В очень короткое время, «спрессовавшее» под высоким давлением семь советских десятилетий, диаспору и метрополию, несколько столиц русского рассеяния, произошло накопление критической массы, что и обусловило последующий культурный взрыв, только эффект его был не тот, о котором размышлял Лотман. Этот «взрыв», соединяя и хаотически перемешивая несовместимое, создал питательную среду для постмодернистского релятивизма. Его результатом явилось господство постмодерна как главенствующей эстетики и философии русской литературы 1990-х гг., целью которой было не созидание, но тотальная деконструкция не только литературы, но и базисных принципов национального сознания.И «взрыв» рубежа 1980—1990-х гг., и последовавшее десятилетие постмодернистской деконструкции привели к нынешней ситуации. Литература первых полутора десятилетий нового века выглядит крайне противоречиво: с одной стороны, она значительно расширила эстетический арсенал; с другой стороны, она в значительной мере утратила прежний исключительно высокий статус в культурной иерархии. Изменение культурного статуса привело к ослаблению важнейшей ее функции: формирования национального сознания, рефлексии о национальной судьбе, поисков места страны в современном мире. Литература, по крайней мерс на рубеже XX— XXI вв., почти перестала быть идеологической сферой, формирующей национальную идентичность, перестала быть формой общественной само- рефлексии, потому что общество этого времени утратило былую способность и потребность мыслить о себе языком литературы.Вернулось ли утраченное в нашу литературу и может ли вернуться - об этом идут споры.
  • Добавить свой ответ

Войти через Google

или

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

How much to ban the user?
1 hour 1 day 100 years