• А. И. Солженицына «Матренин двор».

Ответы 2

  • В рассказе «Матрёнин двор» А. И. Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой «жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают…» – так А. И. Солженицын писал об этой категории людей. Праведник- это: 1) «человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов»; 2) «человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности» [Ожегов, Шведова 1992: 593]. Матрёна живёт по заповедям Христовым не в силу осознанной религиозности, а руководствуясь глубоким внутренним чувством: «Сколько жил у неё – никогда не видал её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила, когда я шёл в школу. Может быть, она и молилась, но не показно. Стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они тёмные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрёна лампадку. Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки. Та – мышей душила…». Героиня воплощает христианский идеал жизни и человеческое достоинство в столь недоступных для этого условиях. Её отличают мягкость, открытость, доверчивость, простота, душевный покой, способность, не меняясь внутренне, приспосабливаться к тяжелейшим бытовым и социальным условиям. Создавая этот характер, автор ставит его в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с её бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку. Матрёна не собирает земных сокровищ. На этом А. И. Солженицын акцентирует особое внимание: «В самом деле! – ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было… Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами, за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти…». Отметим, что из всех своих положительных героев А. И. Солженицын только Матрёну называет праведницей в знаменитой концовке: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Пословица взята из толкового словаря В. И. Даля, где у слова праведный фиксируются следующие значения:· «оправданный житием, праведный на деле»: У праведна мужа и душа красавица;· «праведно живущий; во всём по закону Божию поступающий, безгрешник»: Не стоит город без святого, село без праведника [Даль 2008, III : 377]. Важно даже не то, что Матрёна прямо названа А. И. Солженицыным праведницей, а то, что без таких, как она «…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Следует отметить, что первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника». По настоянию А. Т. Твардовского, редактора журнала «Новый мир», опасавшегося цензурных трудностей, первоначальное название, слишком явно включающее рассказ в систему христианских ценностей, было заменено на более нейтральное – «Матрёнин двор». Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.
    • Автор:

      chefxg9a
    • 3 года назад
    • 0
  • А ты как думаешь?
  • Добавить свой ответ

Войти через Google

или

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

How much to ban the user?
1 hour 1 day 100 years