- Самсон - древнееврейский богатырь, который был предан коварной красавицей Далилой. Она узнала, в чем его слабость (в волосах) и рассказала об этом филистимлянам. У современников Пушкина этот образ ассоциировался с любым мужчиной, пострадавшим от женского коварства.
Фамилия придумана Пушкиным от названия почтовой станции “Выра”на Смоленской дороге, где писатель часто бывал.
- Первые слова Варина в повести обращены к дочери и посвящены ей. Это подчеркивает, что именно Дуня занимает главное место в сердце старика.
- В начале повести Самсон описан, как человек \" лет пятидесяти, свежий и бодрый\". Он доволен своей жизнью, своей красивой и проворной дочкой. А в конце он сильно постарел и ослабел и умер от пьянства.
- Интерьер станции скромный и опрятный. На окне цветы. Видна женская рука. После побега дочери комнаты стали более неряшливыми. Запоминаются картинки - иллюстрации к Притче о блудном сыне, которые символизируют отношения отца и его дочери.
- Самсон Вырин честно служит на станции. Он добрый: угощает детей орехами и учит вырезать дудочки. Он немного наивен: хвастается дочкой перед посетителями станции, позволяет гусару подвезти дочь \"до церкви\". Когда его дочку похищают, он ищет свою\"заблудшую овечку\" в Петербурге. Вырин умоляет Минского вернуть дочку, но тот не соглашается. Тогда Вырин идет на хитрость и узнает, где Дуня. Когда Вырина выгоняют от Дуни он больше не решается протестовать и жаловаться, смиряется с судьбой. Однако он постоянно думает о дочери и боится, что гусар ее бросит и она станет уличной проституткой.
- Речь Вырина прямая, простая, даже немного грубоватая, выдает с головой бывшего военнослужащего и открытого человека.
- Обитатели станции хорошо отзываются о старике. Гусар Минский называет его \"разбойником\" и обращается не как с отцом своей возлюбленной, а как с нерадивым слугой. Сначала Минский пытается его подкупить, а потом бранится и выгоняет. Дуня любит своего отца, но забывает о нем ради гусара. Потом она все-таки навещает могилу старика и долго лежит на могиле.
- Автор с большой симпатией описывает Самсона Вырина. Его жизнь - это трагедия \"маленького человека\", которого всякий бранит: \"сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда\".