Вернемся к сюжету, чтобы понять, что все в нем подчинено рассказу о том, какая сила заключена в музыке, как она меняет человека. Пейзажная зарисовка в самом начале создает атмосферу духоты, пыли, усталости… А позже появляется картина, которую вспоминает рассказчик, слушая Якова. А вспоминает он большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали». Зачем этот контраст? Что общего (и есть ли оно) между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием песни, которую пел Яков? Тургенев трижды обращается к описанию персонажей – не только певцов, но и тех, кто их слушает. Сначала знакомит читателя с каждым из них: рисует живые, яркие портреты, дополняя их фактами «биографий». Дальше, словно переводит камеру с одного героя на другого, фиксирует реакцию каждого на исполнение песни рядчиком, потом – Яковом. Образы и певцов, и тех, кто их слушает, постепенно проявляются, как это происходит с фотографией: они становятся все объемнее и словно приближаются крупным планом, как в кино. Мы видим их преображение. Когда поет рядчик, все возбуждены, включаются в процесс, помогая исполнителю жестами, призывами, кажется, лучше быть не может, он – победитель. Но вот запел Яшка-Турок, и вновь преображение, но другое: они притихшие, светлые, чистые, при этом – очень разные, это преображение передается не только через портрет, но и через поступок – признание победителя в этом поединке: «Ты победил», – произносит соперник, уверенный в себе в начале рядчик. Но проходит какое-то время, музыка умолкает, и начинается обратный процесс. Рассказчик торопится уйти. Он не хочет видеть продолжения. Так о чем же рассказ? Какой смысл замерцал, проявился? Тургенев, для которого «музыкальное наслаждение выше всех других…», а музыка – «…разум, воплощенный в прекрасных звуках», говорит о силе искусства, способного наполнить душу высоким, чистым, светлым. В век цифровых технологий разговор с подрастающим поколением о роли искусства в жизни человека становится важным, как никогда. В контексте современной музыкальной культуры, в которой живет школьник, это особенно актуально. Организовать такой разговор могут помочь вопросы: – Какие эмоции, чувства рождает первая песня, какие – вторая? – Почему уверенность рядчика в его победе сменилась на безоговорочное признание победителем Якова? – А изменилось бы что-то в выборе победителя, если бы певцов поменяли местами, первым пел Яков, вторым – рядчик? Почему? – Может быть, Тургенев заставляет нас задуматься о том, что искусство может иметь иррациональный характер, а может интуитивистский. Рядчик прекрасно владеет голосом, техникой исполнения, понимает это и любуется, наслаждается процессом, а Яков-Турок – поет душой: побледнел, закрыл глаза, полетел… Мы можем предположить, что Тургенев сам в большей степени интуитивист, или мы имеем идеальное сочетание того и другого?