чтобы написать "Остров сахалин"Несколько хуже обстоит дело с изучением документальной прозы А.П.Чехова, сущности публицистического и художественного новаторства автора в этих произведениях. К сожалению, нам не удалось найти специальных исследований, непосредственно посвященных книге А.П.Чехова «Остров Сахалин». На наш взгляд, это происходит как раз потому, что концепция личности и общества в творчестве А.П.Чехова, изложенная им в этой книге, сильно отличалась от концепции личности и общества, предложенных критикой и средствами массовой информации его эпохи. А в послереволюционные годы изучение книги о колонии ссыльнокаторжных при наличии Гулага и сотнях смертных приговоров.В первом параграфе «Поездка А.П.Чехова на остров Сахалин: хронология событий» исследуемый фактический материал позволяет сделать вывод: А.П.Чехов очень хорошо знал, что Сахалин, превращенный царским правительством в место каторги и ссылки, стал островом ужасов. Он отдавал себе полный отчет, что ему предстоит встретиться с объединением в одном месте всех возможных видов человеческого унижения и страдания («Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей... виноваты не смотрители, а все мы...» (Чехов А.П. ПСС - т.18, с.41)). Цель поездки А.П.Чехова на Сахалин была связана прежде всего с поисками ответа на вопрос: что делать? В своей эпохе «малых дел», отсутствия идеалов у интеллигенции Чехов нашел для себя то, к чему всегда стремились русские писатели: возможность подвига. И дело тут не в его болезни, не в трудностях пути, не в изнурительном, непрерывном полугодовом труде, а в стремлении прямо, лицом к лицу, сойтись с самой ужасной правдой и рассказать о ней всем. Своей поездкой на Сахалин он хотел «заплатить долг» своей совести русского писателя. Совесть великого народа — русский писатель всегда чувствовал свою ответственность перед народом за жизнь страны. Когда А.П.Чехов пишет: «Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей», «мы ... размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей», то это означает именно то, что написано: писатель всем существом своим чувствует и свою личную ответственность за все преступления современного ему общества. Всем своим творчеством А.П.Чехов воспитывал в читателе сознание ответственности, потому что у него самого оно отличалось исключительной силой и остротой. И его решение о поездке на Сахалин вытекало из этого сознания. Была и еще серьезная причина для путешествия. А.П.Чехов знал, что на своем длинном пути он встретит множество людей, увидит жизнь страны. В апреле 1890 года родные и знакомые проводили А.П.Чехова в Ярославль. Там он сел на пароход до Казани, оттуда — по Каме до Перми, объяснялась тем, что в его распоряжении был очень ограниченный срок — всего три месяца, — иначе, по условиям навигации, ему пришлось бы задержаться на Сахалине на целый год. Всей администрации каторжной колонии за всё время её существования не удалось сделать то, что не поленился сделать один совестливый и трудолюбивый писатель - за очень короткий срок объехать все поселения и заполнить карточки на десять тысяч поселенцев каторжного острова! При этом автора интересовали не столько имена, фамилии и клички каторжных, сколько их современное существование, способ зарабатывать себе на хлеб, семейный статус, наличие семьи, детей, собственного хозяйства, то есть того, что должно было помочь человеку исправиться, привязать его к земле, сделать порядочным человеком.