Помогите написать, пожалуйста, сочинение по произведению Капитанская дочка на тему: Почему роман называется "Капитанская дочка"?
Предмет:
ЛитератураАвтор:
GHoST4Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.
Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70‑х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.
Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину… Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени.
Вариант 2
Повесть «Капитанская дочка» — одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин – мудрый спутник нашей жизни, а его повесть о благородстве и любви потрясла мое воображение и стала любимым произведением. Теперь, когда я слышу о чести, благородстве и преданной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой, Емельяна Пугачева – предводителя крестьянской войны.
«Капитанская дочка» повествует о конкретных исторических событиях 70‑х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну. Но этой темой повесть не ограничивается. Одновременно Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов о патриотическом воспитании, о верности, достоинстве человека.
С чего же начинаются события в повести? Молодой офицер Петр Гринев отправлен служить в Белогорскую крепость. Следуя туда, он с дядькой Савельичем во время бурана заблудился, но случайно встретил мужика, который вывел их к постоялому двору. Юноша, чтобы отблагодарить провожатого, отдал ему свой зимний тулуп. Потом окажется, что этим мужиком был сам Пугачев.
Пушкин изображает Пугачева сложной натурой. С одной стороны, он вор, злодей, государственный преступник. Он объявляет себя царем, собирает войско, осаждает города, казнит непокорных военных. Мы видим его на расправе в Белогорской крепости: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице..». Но, с другой стороны, он и справедливый, благородный, помнящий добро. Именно Пугачев помог Гриневу выбраться из крепости, занятой мятежниками. Еще раз придется Петру увидеть благородство предводителя, когда он спасет Машу Миронову, капитанскую дочку, от ненавистного Швабрина. Эти поступки свидетельствуют о незаурядной натуре Емельяна Пугачева, который умел щадить не только друзей, но и врагов. Его гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение.
Образцом порядочности в романе выступает Гринев. Он хорошо усвоил наказ отца, который говорил сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу «Береги платье снову, а честь – смолоду». Гринев понимает, что за проигранный долг надо платить и возвращает деньги Зурину. Он ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, он и не подумал оправдываться Машиным именем.
Маша Миронова – образ героини, служащий тоже примером истинного героизма и верно любящей спутницы. Она, сидя в темнице, на хлебе и воде, не вышла замуж за Швабрина. Нельзя недооценивать и того, что девушка спасла Гринева от наказания, когда добралась до императрицы и сумела все ей рассказать.
А.С. Пушкин говорит в своей повести о таких человеческий чувствах, как сострадание, доброта. Вспомним, как впервые в произведении появляются Пугачев и императрица – словно два противоположных персонажа. Герои встречаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь потом выясняется, что оба они наделены властью.
В «Капитанской дочке» отразилась мечта писателя о возможности устройства такого мира, где все строится на добрых и мудрых человеческих отношениях. Читая повесть, мы понимаем, что это своеобразное «послание потомкам». Хочется не только восхищаться лучшими героями, но и им подражать. В этом, пожалуй, главное предназначение литературы.
Вариант 3
Как «Медный всадник» связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные исторические изыскания и труды, которые ставят его воображению строгие исторические границы и пределы. Над повестью «Капитанская дочка» Пушкин работал в 1834—1836 годах. По первоначальному замыслу Петр Гринев должен был у него принять участие в пугачевском движении. Но в процессе работы над повестью этот замысел изменился. Параллельный труд над «Историей Пугачева» убедил его в том, что «весь черный народ был за Пугачева, одно только дворянство было открытым образом на стороне правительства».
Пушкин-историк убедился в грозной стихии ненависти «черного народа» к дворянству, а вслед за ним и к правительству. Пушкинский дворянин оказался в трагической ситуации: на одном полюсе «ужо тебе!», обращенное к «самовластию», на другом — «ужо тебе!», адресованное и дворянству, и самодержавию взбунтовавшимся народом. Дворянство, принадлежностью к которому Пушкин гордился, на глазах у поэта попадало в жернова отечественной истории. Спасение его, а вместе с ним и русской государственности Пушкин видел в национальной святыне, призванной снять рознь и вражду в намечавшемся и, как оказалось, неотвратимом национальном расколе и противостоянии. В этом заключался и современный Пушкину, и обращенный в будущее подтекст исторической повести «Капитанская дочка», которая является «повестью» лишь по объему, а по масштабности поставленных в ней общенациональных проблем — первым «зерном», «формулой» русского романа-эпопеи.
«Береги честь смолоду» — храни верность православным святыням, которые не мы выбирали: их дал нам Бог вместе с нашей историей. Таков смысл эпиграфа к «Капитанской дочке», определяющий разрешение в ней главной трагической коллизии. Пушкин избрал для своей повести форму записок дворянина Петра Гринева, обращенных к его потомству. Поэт считал, что память о прошлом отличает образованность от дикости. В форме «родовых воспоминаний» передавалась от деда к внуку святыня национального предания, без которой душа человека — «алтарь без божества». В записках Гринева есть и прямые обращения к юношеству, за которыми скрывается голос самого Пушкина: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Такую же направленность имеет в повести описание последствий страшного мятежа, завершающееся фразой, вошедшей в пословичную кладовую русской народной мудрости: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
«Конечно,— пишет Н. Н. Скатов,— это книга о смуте, о восстании, о революции, и, наверное, нет в русской классике более грандиозной картины бунта, более впечатляющего изображения мятежа как стихии.… Само явление Пугачева — из бурана, из метели, из вьюги. Он ее страшное дитя… Здесь — еще и картина взрыва почти космических природных сил. Позднее лишь далекий потомок Александра Пушкина Александр Блок так ощутит и выразит их в поэме «Двенадцать»: «ветер» его поэмы сродни «бурану» пушкинской повести».
Мятежный дух Пугачева знает ту страшную красоту упоения на краю мрачной бездны, о которой идет речь в «Пире во время чумы». В нем представлен тот безудерж отдавшейся своеволию распоясавшейся русской натуры, о которой потом будет говорить Достоевский. Упоение гибелью сеет вокруг страшную стихию беззакония и беспредела, когда жизнь человеческая не ставится ни во что, попадая в зависимость от разгулявшихся на русской вольной волюшке разрушительных, бесовских страстей. Пугачев у Пушкина их злой гений. Он и свою жизнь поставил на ту же карту, исповедуя жутковатую мудрость калмыцкой сказки о споре орла с вороном: «…нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живою кровью!» «Какова калмыцкая сказка?»— спрашивает Пугачев Гринева с какимто «диким вдохновением» и получает бесстрашный, правдивый ответ: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».
Пугачев у Пушкина чувствует свою обреченность. Может, потому он и жесток особенно, и беспощаден к себе и к другим. Очарованная анархическим безудержем его, М. Цветаева в книге «Мой Пушкин» противопоставила гениальному «вожатому» «бесцветного», с ее точки зрения, Гринева. Но понять «Капитанскую дочку» так — значит не понять ее вообще, не уловить за зловещей красотой полыхающего мятежа те ценности, те святыни, ради которых повесть написана. Народность Пугачева не столько в его бесшабашной удали, сколько в другом, в том, что неожиданно объединяет Пугачева, поверх всех барьеров, всех русских бездн, мятежей и расколов, с Петром Гриневым и Машей Мироновой, с отцом Гринева и казненным им капитаном Мироновым. Это скрытая в глубинах русской его души святыня христианской совестливости.
Совесть в душе Пугачева заставляет на добро Петруши Гринева ответить добром. Совесть помогает ему по достоинству оценить прямоту и бесстрашие дворянского юноши, преданного завету отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».
На закладке одной из книг в своей библиотеке Пушкин написал:
Воды глубокие Плавно текут. Люди премудрые Тихо живут.
На фоне мятежного Пугачева, которому «улица тесна и воли мало», Гринев и впрямь выглядит не столь ярким. Но ведь и все по настоящему мудрое и глубокое чуждается блеска и треска. «Вот он просто и тихо говорит Пугачеву: «Нет… я природный дворянин; я присягал государыне императрице; тебе служить не могу… велят идти против тебя — пойду, делать нечего… Голова моя в твоей власти: сказал тебе правду». «То, что он говорит,— пишет В. С. Непомнящий,— так же просто и тихо, как стихотворение «Я вас любил», где страсть отступает перед любовью, а красота скрывается в правде, где поэтическое слово не сверкает, не гремит, а почти безмолвствует. Он отвечает Пугачеву с любовью, отвечает как человек, у которого правда и «воля» внутри, которому никакая улица не тесна. В его словах та скрытая гармония, которая еще сильней явленной, и просты эти слова потому, что идеал всегда прост.
Герой «Капитанской дочки» оказался словом писателя, выражающим (как и народное, фольклорное слово) единственность и безотносительность нравственной истины, простота и неяркость которой — от ее чистоты и глубины. Так может казаться бесцветным бездонный среднерусский пейзаж».
Автор:
tivoxa4451Добавить свой ответ
Предмет:
Другие предметыАвтор:
chewbaccaОтветов:
Смотреть
Алгебра, переобразуйте каждое выражение. Смотрите в фото.
Предмет:
АлгебраАвтор:
Elena744hdh87Ответов:
Смотреть
Предмет:
ФизикаАвтор:
matiasayersОтветов:
Смотреть
Предмет:
МатематикаАвтор:
jack58Ответов:
Смотреть