Жанровая особенность пьесы до сих пор вызывает огромный интерес, однако большинство критиков называют «Вишневый сад» трагикомедией. Указание на жанр «комедия» было сделано с практической целью, это своеобразная подсказка для режиссера о том, что пьесу нужно играть живо и смешно, в то время как содержание ее трагично. Общепризнано, что задачей театра, берущегося за постановку «Вишневого сада», должно быть отыскание «меры грустного и смешного» [1]. Рассматривать пьесу однозначно – только как драму или комедию нельзя. В структурном плане «Вишневый сад» разбит на 4 действия. В первом действии читателя-зрителя не только знакомят с героями, их планами на жизнь и надеждами, но и сразу же показывают внешний конфликт – продажу имения. Особенностью первого действия можно назвать и то, что Чехов озвучивает события, произошедшие до начала: смерть сына Раневской и ее отъезд, воспоминания о «былой жизни». Во втором действии герои показаны застывшими уже после столкновения с проблемой, «ничего не происходит». Третий акт подвижный, Раневская устраивает торжество, произошли торги, имение продано. Четвертый акт является революционным для драматургии: в героях ничего не изменилось, озвучиваются новые надежды, однако финал лиричный – умирает забытый Фирс. Таким образом, структура подсказывает нам, что настоящий конфликт скрыт, доминирует конфликт внутренний, психологический – отношения между людьми, то есть сюжетная напряженность сменилась психологической. Все это указывает на драматический характер конфликта. Каждый герой – индивидуальность, не наделённая ярлыком, Чехов не использует «говорящие» фамилии, почти все фамилии героев случайны. «Бессобытийность» чеховских пьес напрямую связана с их «многогеройностью». Отсутствие центрального персонажа и персонажа-резонера затрудняют определение идеи и нарратива. Указания на авторский смысл произведения у Чехова выражены прежде всего в повторениях. Огромное внимание уделено репликам, разобщенность персонажей замаскирована в особой форме диалогов, когда герои отвечают невпопад. Однако Чехов применяет парадокс: неумение услышать и понять страдания другого человека является тем, что объединяет персонажей. Самоидентификация героев отображена более в монологах, чем в их поступках. Большую роль в раскрытии персонажа играет психологическая деталь и символы: на одно и то же явление или событие герои реагируют по-разному. Раскрытие персонажей происходит и через ремарки. Не только по количеству, но и по детальной разработанности, по богатству своих оттенков психологические ремарки Чехова превосходят ремарки всех предшествовавших ему драматургов [3]. Пьеса «Вишневый сад», осложненная в своем развитии побочными сюжетными линиями, бытовыми эпизодами и мотивами, придающими ей житейскую естественность, объёмность засценической действительности, сохраняет при этом целостность и стройность. Обилие бытовых мелочей, тематически перебивающих друг друга диалогов, отступлений, характеризующих развитие действия «Вишнёвого сада», не заслоняет основной его идейно-тематической линии, а лишь дополняет ее, играя подчиненную, служебную роль. «Вишневый сад» – это лебединая песня, это своеобразное прощание с жизнью, поэтому лейтмотив пьесы – это быстротечность времени. Так же в пьесе присутствуют тема жизни и смерти и тема человека и человечности. Заключение. Споры и противоречивые, а иногда и ложные выводы критиков в понимании «Вишневого сада» обусловлены разными причинами: идея несоответствия между содержанием пьесы и указанным жанром, многовариантность трактовок сугубо текстового материала, выделение какой-либо одной стороны в зависимости от того, на что устремлялось главное внимание критики и подмена смыслов.