Писатель В. Г. Короленко после прочтения романа писал: «Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными... Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал, как под воздействием подобных теорий стираются границы между понятиями добра и зла. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Но это случится позже, а пока он в преддверии убийства. Нищета душит его. Он уже не сомневается: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Так постепенно Родион убеждает себя в том, что этот шаг единственно верный, поэтому стоит попробовать. Но такими «несовершенными» (как отмечает Короленко) способами нельзя добиться справедливости, поэтому теория Раскольникова терпит крушение.