Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно и не по летам
«Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь»
(нравственный облик и жизненные принципы Хариты Игнатьевны Огудаловой)
Харитами величали цыганок из хора, Игнатами именовали любого цыгана. Огудалова – от огудать, т. е. обмануть, обольстить, надуть, провести.
В стае "волков", загоняющих Ларису, Паратов - самый привлекательный, но и самый опасный хищник. Кнуров, Вожеватов, маменька Огу-далова - помельче.
Дом Огудаловых если и не темное, то, во всяком случае, душное царство: громоздкая мебель, тяжелые гардины, салфеточки, дешевые безделушки. Декор неоригинален, именно так, в стилистике "многоуважаемый шкаф", обставляли пьесы Островского на театре. Но у Протазанова есть великое преимущество, данное кинематографом, - магия монтажного контраста. Затхлое, плюшевое царство Хариты Игнатьевны кажется душегубкой в сравнении с волжским раздольем.
Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный "цыганский табор", чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее "базара", где немало "всякого сброду", чтобы увез подальше, за Волгу.