Окончание "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина – это яркая и горькая сатира на систему общества того времени, высмеивающая коррупцию, лицемерие власти, поглощенность людей собственным благополучием. Комическое и трагическое в произведении неразрывно связаны, что создает ощущение глубокого печального созерцания об обществе.
Город Глупов, который выступает в роли аллегории России 19 века, к концу книги погружается в полный хаос. После смерти Вечернего Всепрощающего, который со временем становится метафорой всего доброго и светлого, что могло быть в Глупове, город начинает руководить Ревнивец - символ тирании и угнетения.
Данный персонаж отражает вершину коррупции, подлости и лицемерия, олицетворяет власть, которая жаждет только своего обогащения и недоступна для простого народа. В этом легко узнать аллегорию на российскую бюрократию и властную верхушку того времени.
Таким образом, М.Е. Салтыков-Щедрин в окончании произведения приводит нас к выводу о всепоглощающей коррупции, цинизме, пассивности и безнаказанности, которые, по его мнению, присутствуют в обществе. Писатель не дает никакой надежды на возможность улучшения ситуации, он рисует мрачную и безрадостную картину конца.
Моральный упадок города Глупова - аллегории дореволюционной России - придаёт окончанию произведения особенно важный смысл, став отражением безысходности того общественного положения, в котором находилась страна на пороге развития капитализма.
Такая концовка, хотя и представляет из себя пессимистический взгляд на то, что происходило в России, но служит и сильным стимулом к улучшению общества, к конструктивному действию, будучи в то же время глубоким социальным анализом общественного развития страны.