Роман Пушкина "Евгений Онегин" был завершен весной 1831 года. Роман рисует картину жизни русского общества в первой трети 19 века.
Пейзаж Евгения Онегина представлен в виде подробных сборных картин, которые обычно служат своеобразным введением в отдельные главы или предшествуют новым эпизодам в этих главах. Таким образом, вторая, пятая и седьмая главы начинаются с описания природы. Начало зимы в стране предшествует описанию Онегиным его жизни в деревне в четвертой главе. Повествовательное содержание романа в основном связано с деревенской тематикой. Отсюда, конечно, и богатство ландшафтных элементов в этих главах. Таким образом, в начале второй главы дается небольшой пейзаж:
Деревня, где Евгению было скучно,
Это был хороший уголок;
Там друг невинных удовольствий
Может благословить небеса.
Пушкин выражает свое ироническое отношение к произведениям сентименталистов, в которых были созданы идиллические пейзажи, характерные для всех благородных текстов конца XVIII - начала XIX в. В романе "Евгений Онегин" воссоздается реалистический пейзаж, отражающий пушкинские впечатления от села Михайловское.
Пейзажи Пушкина не статичны. В природе все постоянно меняется: лето - "мимолетное мгновение", ноябрь - "приближение", дни - "суматоха". Существительные и глаголы преобладают в изображении природы; прилагательные, статически представляющие то или иное явление, практически не используются. Таким образом, пейзаж отражает вечное движение, наполняющее жизнь природы:
...подошел
Довольно скучное время;
На верфи был ноябрь.
Однако самыми важными пейзажными зарисовками в романе являются лирические отступления о природе. Описаны все четыре сезона года, но очень по-разному и в разных томах.
Нередко читатель видит пейзаж таким, каким его видит Татьяна: "Утром Татьяна увидела побеленный двор через окно. Пушкин отмечает, что смена времен года тесно связана с состоянием его "дорогого идеала". Поэтому чистота, внутренняя строгость, величие и сдержанная гармония, присущая зимой, оказались природными качествами Татьяны.
Природа совсем по-другому относится к картине Ленского, в ней чувствуется ироническое отношение автора к герою. Описания чувств Ленского к Ольге постоянно проходят в элегических тонах. "Луна", "Ночь", "Одиночество" - стилистический комплекс жанра элегии доминирует в описании:
Простите, игры в золото!
Он любил густые рощи,
Одиночество, тишина,
И ночь, и звезды, и луна.
Ленский не имеет реального понимания красоты природы, потому что молодой поэт любит "романтические розы" вместо настоящих роз.
Таким образом, жизнь всех персонажей романа Пушкина оказывается вписана в жизнь природы. Смена времен года и, соответственно, смена ландшафтов определяет хронологию сюжета и в то же время является метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно меняющегося мира, в жизни которого переплетаются судьбы персонажей "Евгения Онегина". Любовь Пушкина к природе раскрывается в романе во многом: Есть обширные лирические отступления, изображающие разные времена года и короткие пейзажные зарисовки; и, наконец, точное и тонкое понимание родной природы, характерное только для любимой героини Пушкина.