В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное
резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно
переплетается с реальностью и служит средством комического или
сатирического изображения героев, она основана на народной стихии. Его
Солоха («Ночь перед Рождеством») разъезжает на помеле, заигрывает с
чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая
деревенская баба, которой завидуют другие женщины. Солоха показана
Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему фантастика
воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в бытовой,
сатирический план. Пожилая Солоха, которой следовало бы, стоять в храме
“у самого входа”, “надевши яркую плахту” и “синюю юбку, на которой сзади
нашиты были золотые усы”, становится впереди всех - “прямо близ правого
крылоса”, так что дьяк “закашливался и прищуривал невольно в ту сторону
глаза...” (“из читаемой им книги”, - добавлял Гоголь в черновой
редакции...). В самый раз прельщенному дьяку было бы прочесть в это
время в богослужебной книге такие строки: “Рассеянный мой ум собери,
Господи...” (Триодь Цветная). Солоха лицемерна, но красива и
обаятельна (баба - ягодка опять), иначе Бес не обвинял ее в отсутствии
страсти. И безусловно в Бога верит как-бы понарошку, иначе не устраивала
посиделки в самый строгий пост - Рождественский сочельник.