А.С. Грибоедов изначально задумывал положить в основу историю о
противостоянии между умным и глупцом, которая заканчивается победой
глупца, и назвать свое произведение «Горе уму». Он не только указал
наличие старой проблемы в новое время, но сделал ее более яркой, острой и
переосмыслил ее.
«Горе от ума» связано с Москвой, возникшей после войны 1812
года. Содержание и персонажи комедии – это эпоха декабристов 1820-х
годов. В ней протест против взяточников, чиновником, невежества, лжи,
крепостного права.
Грибоедов любил Родину теплее и нежнее своих
соотечественников, выставлявших напоказ свой патриотизм. Жизнь, полная
подвигов и опасностей, вовлекла его в ряды войск, где он избавлялся хотя
бы на время от семейных и светских отношений, среди которых он
задыхался. Александр Сергеевич записался в полк волонтером, но пока
организовывался этот полк, Наполеон успел покинуть Россию. Но вместо
того, чтобы вернуться и снова зажить с Фамусовыми и Загорецкими, он
предпочел всякой чиновничьей карьере кавалерийскую службу в глухих
закоулках Белоруссии.
А. С. Грибоедов всегда отрицал, что списывал своих героев с
реальных лиц, говоря, что карикатуры он ненавидит. Но в образе Чацкого
отразились многие черты самого Грибоедова: горячий, порывистый,
независимый, свободолюбивый, резкий, горячо и искренне любящий свою
Родину.
Когда–то Чацкий жил и воспитывался в доме Фамусова, потом дом
и где-то скитался три года. Чацкий является в дом с внезапностью грома,
своим появлением переполошив всех. Недаром Фамусовым говорит:
- Три года не писал двух слов!
И грянул вдруг как с облаков.
Какой же он, Чацкий? Он любит свою Родину и возвратившись говорит:
- Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Речь его кипит умом и остроумием. У него есть сердце и он
честен. Этот человек не только умный, но и развитый, и как говорит о нем
горничная Лиза:
- …Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
Меткое, свободное, пламенное слово – вот оружие Чацкого. Молчалин так говорит о нем:
- Ах! Злые языки страшнее пистолета.
Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, не заезжая
к себе домой. Он приехал в Москву к Софье, до других ему нет дела.
Чацкий приходит к Софье, целует ей руку, радуется свиданию, хочет
получить ответные чувства, но не находит их. Встреча с Софьей приносит
разочарование. Чацкого поражают две особенности: Софья необыкновенно
похорошела и охладела к нему. Она говорит о нем чуть ли не с ненавистью:
- Не человек, змея!
Чацкий верит в ее любовь, верит так, что не замечает ее
отношения к себе. Но небольшое прояснение происходит после того, как
Молчалин упал с лошади. Когда это произошло, Софья вскрикнула:
- Ах! Боже мой! упал, убился!
Чацкий понимает, что Софья его не любит, но не осознает этого
до конца. Он хочет понять, почему она предпочла подлому, низкому
Молчалину умного и смелого Чацкого?
Софья на протяжении всей комедии сторонится Чацкого,
высмеивая его достоинства. Она не оставляет никаких недомолвок, она
пряма и искренна и, несмотря на все внимание Чацкого, задает ему вопрос:
- На что вы мне?
Теперь уже Чацкий не требует от Софьи ответных чувств, он
хочет разобраться в ее поступках, хочет знать достоинства Молчалина,
которые увидела в нем.
В третьем действии он раньше всех приезжает на бал, чтобы откровенно поговорить с Софьей, и задает ей вопрос:
- Дознаться мне нельзя ли,
Хоть и некстати, нужды нет:
Кого вы любите?
После уклончивого ответа она признается, что ее отталкивает
от Чацкого его непохожесть на других. Чацкий и сам это понимает:
- И я чего хочу, когда все решено?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Признание Софьи удивляет Чацкого, и он теряет осторожность:
- Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…
Как только Софья услышала это, снова замкнулась. Но после этого в ней растет злобное раздражение…
Но Чацкий еще не успокоился. Он хочет понять какие чувства у
Молчалина к Софье. Молчалин хитер, и его единственная страсть – сделать
карьеру. Софья для него всего лишь способ, чтобы подняться. Чацкий
напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие вовсе не глупость.
Белинский писал: «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его
личной выгоды»