Фило́н Александри́йский или Фило́н Иуде́йский— выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия, богослов, апологет иудейства и религиозный мыслитель, оказавший большое влияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и своим учением о Логосе.
Философия Филона есть опыт сочетания иудаизма с греческой философией. В
основе воззрений Филона — Пятикнижие Моисея, которое комментирует в
собственных писаниях. В Пятикнижии он видит источник всей греческой
мудрости. Одна ко, для понимания этой мудрости необходимо аллегорическое
толкование. Филон осуществляет его с помощью эклектической философии
пифагорействующего платонизма, привлекая также идеи аристотелизма и
Стои. Этот эклектизм, однако, во всем подчинен у него еврейскому
вероучению.
Цель философии, согласно учению Филона, познание Бога. Однако даже
при помощи ума мы можем познать не существо Бога, а лишь его отображение
в Логосе. Чувственное отображение Логоса — Космос, который есть третий
предмет философского постижения и познается с помощью чувственного
восприятия.
Бог определяется у Филона как сущее — единое и безусловно простое,
неизменное, непреходящее и не имеющее связи ни с чем, кроме него самого.
Сущее не пребывает ни в мире, ни в пространстве, оно обнимает в себе
все остальное и есть чистая бескачественная субстанция. Оно несказанно,
никакое слово не может его сполна и точно выразить — ни даже «Бог», ни
«благо». Над благостью и могуществом, охватывая их обоих, стоит как
посредствующее звено логос. Как в душе архитектора налицо план дома,
который он намеревается строить, так в Боге — в божественном Логосе, на
границе между создающим и созданным — содержится духовный первообраз
творения, который впоследствии будет воспроизведен в материи.
Божественный логос есть умопостигаемое место умопостигаемого мира.
Но хотя умопостигаемый мир содержит в себе идеи всех существ,
принадлежащих к чувственному миру, это не «чистые» идеи Платона. Филон
называет их логосами, силами, даже душами и ангелами. Логос есть первый
ангел, перворожденный сын Бога, посредник между Богом и смертными. В космологии Филон развивает популярную теодицею
стоиков, в психологии следует платонизирующим стоикам. Он толкует
библейское сказание о грехопадении в платоническом смысле: души
существуют до своего воплощения, которое рассматривается как падение и
пленение. Тело есть могила, темница души, чувственность - корень греха;
откуда аскетическая тенденция этики Ф., где он сближается не только со
стоиками, но и с современными ему киниками, в стремлении к умерщвлению
чувственности и упрощению жизни. Мораль Филона выходит, однако, за
пределы всей греческой философии, получая новую, религиозную окраску.
Она проникнут осознанием греховности человека, неспособного побороть
чувственность и спастись собственными силами; единственным источником
добра является Бог. Добродетели суть Его "насаждения", дары Его
благодати; ему одному принадлежит хвала за них. Путь к добру есть послушание
Богу, подражание Богу, отречение от всего конечного, самоотречение;
высшая цель есть мистическое, непосредственное соединение с Богом в
блаженстве экстаза.