Ответы 2

  • а что так много
    • Автор:

      patty
    • 5 лет назад
    • 0
  • НЕ́НЦЫ (устаревшее — самоеды, юраки), народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкогоокруга (7,7 тыс. чел.) Архангельской области, Ямало-Ненецкого округа (26 тыс. чел.) Тюменской области,Долгано-Ненецкого округа (3 тыс. чел.) Красноярского края. Ненцы занимают обширную территориюРоссийского Севера и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке. Общая численность в Российской Федерации 41 тысяча человек (2002). Ненецкий язык относится ксамодийской группе уральских языков. Его признают родным 75% ненцев. Письменность существует с 1932года на основе латинской, а с 1937 года — кириллической графики. Название ненцы было введено вофициальное употребление в 1930 году. Западные ненцы называют себя хасова, восточные — ненэй ненэць(настоящие ненцы). Верующие — православные, часть придерживается традиционных верований. По хозяйственно-культурному типу ненцы делятся на три группы. Основную группу (90%) составляюттундровые ненцы, главное занятие которых — оленеводство. Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Ониговорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа — колвинцы — образовалась на Русском Северев районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Колвинцы говорят наижемском диалекте языка коми. Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Животные круглый год пасутся под надзором пастухов иоленегонных собак. У ненцев широко распространен санный способ езды на оленях. Они применяютлегковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские —еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые нарты запрягают «веером» оттрех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной кнедоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжьизготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш),привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте,часто это бывают девочки-подростки. Мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олень питается мхом-ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют ипастухи с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное конусообразное жилище — чум. Зимой чумпокрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом — берестой. В центре чума разжигали костер, позднеестали использовать железные печи. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обестороны очага располагались спальные места, а напротив входа — предметы языческого культа, иконы, атакже чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на специальных санях. Помимо выпаса оленей зимой ненцы охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северногооленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек и железных капканов. Из птиц добывалибелых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом. Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются женщины. Одежды и утварьони богато украшали меховой мозаикой, плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя,резали по дереву. Основная пища ненцев — мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай,который, как и металлическую утварь, ненцы выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски,чашки, ложки — изготовляли сами. Для ненцев был характерен патриархальный род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводствабольшую роль играло стойбище (нэсы) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одномуроду, а женщины — к разным. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылалисватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения(умыкания) невесты. Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которымверховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов. Егожена «Я Небя» («Мать Земля») — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое —оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, духподземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имелосвоих духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак), чтобы духидаровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни,утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом ненцы считалилиственницу. По народным представлениям душа человека проявляется в виде крови, дыхания, тени. Смерть — потеряодной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека).Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шаманапередавалось мужчине или женщине по наследству. Для ненецкого фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ мы неко.  Прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо и менуется лаханако — словечко. Среди ненецких сказок лаханако, вадако есть сказки о животных,волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора — преданиях, молитвах-заговорах,шаманских песнях.
    • Автор:

      ryker
    • 5 лет назад
    • 0
  • Добавить свой ответ

Войти через Google

или

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

How much to ban the user?
1 hour 1 day 100 years