Честно говоря, когда я впервые столкнулся с романом Барона Олшеври «Вампиры», я ни о нем, ни о его творчестве ничего не знал. В каком-то второсортном сборнике, каких было очень много после развала Союза, на серой бумаге плохого качества, я натолкнулся на необычное имя – Барон Олшеври, но и только. Его роман со слишком уж простым названием «Вампиры» мне тоже ничего не сказал (да и тогда еще не было моды на вампиров, и даже легендарный «Дракула» Копполы еще не появился на экранах). В общем, сборник я взял, хоть и из-за совсем других авторов. Но впечатления от «Вампиров» Барона Олшеври оказались столь сильны, что все остальные произведения сборника совершенно не сохранились в моей памяти. Именно поэтому я и решил написать аннотацию к этой книге. Но сначала выскажусь по поводу нынешней моды на вампиров. Если честно, мне не нравится во что они превратились. Нынешние брутальные, обладающие немереной силой и невероятной скоростью вампиры больше похожи на мясников и участников боев без правил. Эти вампиры даже не терзаются сознанием того, что душа их обречена на вечные муки, где бы они не находились – на этом свете или на том. И, нет, я вовсе не жажду облагородить этих несчастных и ужасных сознаний, но превратить проклятого убивца в супергероя-спасителя – это, по моему, уже перебор. Однако оставим эту щекотливую тему и вернемся к книге Барона Олшеври.Для современного человека вампиры Барона Олшеври покажутся скорее всего слишком уж простыми – обыкновенные мертвяки, которые пьют кровь, боятся чеснока, омелы, осинового кола и солнечного света, умеют превращаться в различных животных и туман, не оставляют тени и не отражаются в зеркалах. Но вовсе не на этом акцентирует внимание читателя автор. Герои его книги – люди, которые попали в эпицентр страшных и ужасных событий. Это живые, добрые и благородные, смелые и самоотверженные, любящие и любимые мужчины и женщины, которые волею судьбы (или чего еще) обречены на себе познать все ужасы мира «не мертвых». И зачастую, когда они наконец узнают истинное положение вещей, изменить что-либо уже слишком поздно. И даже сама смерть бессильна избавить их страданий, мучений и вечного проклятия… События романа «Вампиры» охватывают довольно длинный временной отрезок, где есть несколько весьма важных точек. Каждая такая точка – это неожиданные вспышки странной эпидемии, во время которой погибает множество людей. Но столь загадочные эпидемии исчезают также мгновенно, как и возникают, и никаких объяснений этим вспышкам найдено не было. Конечно же, всему виной оказываются вампиры. Но в то же время все происходящее – всего лишь банальная декорация. А центральной фигурой каждой такой вспышки эпидемии становится один или несколько героев, и именно через них автор рассказывает о происходящем. Для этого Барон Олшеври использует такие богатую смесь литературных приемов, как письма, дневниковые записи, рассказы, исповеди от лица героев, и читатель не сколько движется по сюжету, сколько переживает трагедию вместе с тем, от кого на данный момент ведется повествование. Однако и этого, видимо, Олшеври показалось мало. В своем романе он совершенно дико нарушает хронологию (мне лично пришлось дважды перечитать «Вампиры», что хоть как-то увязать все ниточки и восстановить полноценно выверенную во времени картину происходящего).