люди работали на совесть, поскольку они были искренне воодушевлены идеей строительства нового общества. И естественно, что кто-то это новое общество должен был олицетворять. Для этого, собственно, и требовался культ передовиков производства.
Кроме этого, существенное влияние и материальные стимулы. В середине тридцатых годов были отменены нормированное снабжение, карточная система, у рабочих появился, говоря современным языком, потребительский выбор. Поэтому материальное вознаграждение стало действительно оказывать существенное влияние на повышение производительности труда. Причем интересно то, что пока новаторами было небольшое количество рабочих, бюрократию это устраивало, но когда в стахановцы стали зачислять сотни и тысячи рабочих, бюрократия оказалась не способной наладить планомерную работу по их массовому подъему на более высокие ступени технической квалификации. Отсюда возникла необходимость пересмотра технических норм, а следовательно, пересмотра и заработной платы рабочих…
Чем интересен и актуален для нас опыт стахановского движения? Чтобы не делать ошибок, как это было в прошлом, необходимо выработать единую государственную политику в области промышленности и подготовки кадров. Также найти актуальные стимулы, побуждающие к активности — физические, ценностные, нравственные, духовные, и основываясь на них, целенаправленно и системно создавать условия для повышения трудовой активности. Необходимо разработать систему оценки трудовой деятельности, понятную для всех сотрудников. Нужно воспитывать у молодежи уважение к людям труда. Стахановское движение было не только работой на результат, но это были и передовые методы работы, и новации, и карьерные достижения.