В "Петербургские повести" Николая Гоголя входят четыре повести: "Нос", "Шинель", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Они объединены общим местом действия – Петербургом, и в них затрагиваются темы сатиры на бюрократию и человеческую хитрость.
В повести "Шинель" главный герой — малозначительный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, у которого были только свои привычки, но не было ни родственников, ни друзей. Гоголь изображает его как незаметного, серого человека, поглощенного своей работой. Шинель, которую он по приказу начальства так мечтал приобрести, становится основным смысловым фокусом повести. Через этот предмет одежды героем выражаются его надежды, амбиции и безысходность. Шинель символизирует для него окно в другой, более прекрасный мир, где он чувствует себя важным и уважаемым.
Отрывки из текста, описывающие зиму и ветер, помогают создать атмосферу уныния и одиночества, которые присущи герою повести. Примеры подобных отрывков:
1. "Зима была страшная. Ветры северные завывали вдруг так, словно говорили друг с другом, сверкали и засвечивались луной, мелькали тучами снежными и покрывали землю довольно непрозрачными тучами."
2. "Прошло три дня, а все гудит под окнами, кружится, неуклонно гудит. Вчера еще издалека уже слышно было его гудение, и каждое мгновение оно становилось все сильнее."
Гоголь использует такие описания, чтобы подчеркнуть холод, угрозу и бессмысленность жизни Башмачкина, а также его отчаяние перед приближающимся несчастьем. Символическое значение зимы и ветра заключается в их способности создать атмосферу беспросветности и незначимости героя, а также воплощении безжалостности их окружающей среды.