В поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" помещики представлены в качестве ключевых фигур, через которых автор раскрывает социальные и моральные проблемы российской деревни начала XIX века. Отношение к "покупке мёртвых душ" является отражением их мировоззрения, этических принципов и социального положения.
Дом - поместья помещиков в "Мёртвых душах" различаются по степени роскоши и состояния ухода, что отражает их характеры и материальное положение. Например, у Манилова дом красив и ухожен, что говорит о его желании произвести впечатление, но в то же время в нём много показной, ненужной роскоши.
Обстановка - интерьеры домов помещиков тоже многое говорят об их владельцах. У Собакевича всё прочно и надёжно, отражая его прямолинейный и непритязательный характер. В то время как у Плюшкина обстановка запущена и обнищала, что подчёркивает его скряжничество и упадок.
Внешность - Гоголь тщательно описывает внешность помещиков, подчеркивая их внутренние черты. Собакевич большой и крепкий, как и его дом; Манилов с приветливым, но пустым взглядом, что отражает его нерешительность и мечтательность.
Отношения к покупке мёртвых душ - каждый из помещиков по-своему реагирует на предложение Чичикова купить мёртвые души. Манилов, не вдаваясь в подробности и не понимая сути дела, легко соглашается, стремясь угодить и не задумываясь о последствиях. Собакевич же видит в этом возможность выгоды и торгуется, показывая свою практичность и хитрость. Плюшкин, потерявший всякую связь с реальностью и живущий в нищете, продаёт души, не осознавая даже, что они мёртвы, что является символом его духовного упадка.