1. История создания произведения.
Произведение написано и опубликовано в 1882 году. Вышло в свет в журнале «Москва», №8, за подписью «Человек без селезёнки» (один из псевдонимов Чехова).
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Забыл!!», — несомненно, рассказ, так как в произведении прослеживается одна сюжетная линия, представлен один герой в одной жизненной ситуации. При этом рассказ носит юмористический характер.
Во времена раннего Чехова юмористические журналы ставили условие: в рассказе не должно быть больше ста строк, поэтому рассказ «Забыл!!» краток. Вместе с тем краткости сопутствует ёмкость содержания. Следующие приметы юмористического рассказа — яркое название и говорящая фамилия (Гауптвахтов). Кроме того, действие развивается динамично, диалог сценичен.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Забыл!!» кроется причина, по которой разыгралась вся сцена. Два восклицательных знака усиливают экспрессию, выражают волнение героя.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведётся от автора (третьего лица), что позволяет ему сохранить позицию стороннего, беспристрастного наблюдателя.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Незначительная жизнь ограниченного человека.
Идея: Человек должен жить содержательной, интересной жизнью, а не быть на посылках у своих домашних и не паниковать от невозможности выполнить их прихоти.
Проблематика: Неуважение жены к мужу и детей — к отцу, их потребительское к нему отношение.
Иван Прохорыч, уже пожилой человек, дважды был парализован, а жена бессердечно вынуждает его ходить по жаре за покупками, что могла бы сделать сама вместе со старшей дочерью. В присутствии детей жена может обозвать его «каким-нибудь животным». Дочь также может обругать отца, закатить истерику, если он чего не купил ей.
Гауптвахтов не наделён сильным характером, он не семи пядей во лбу, смешон, но из этого не следует, что человека надо уничижать. Хорошая жена поддержала бы мужа в занятии каким-то серьёзным делом, и он был бы более достойным и осмысленным человеком. Его, однако, превратили в подкаблучника, замученного бабьими капризами, больного, никем не любимого человека.