Какой метод целесообразно использовать для формирования психологической готовности к концертному выступлению?
Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабляет при помощи образных представлений мышц своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.
- Я спокоен, собран и сосредоточен.
- Уверенно и радостно я начинаю.
- Мне нравиться играть…
- Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника...
- Я выполняю все, что задумал...
- Я играю так хорошо, как и в классе...
- Я могу хорошо играть...
- Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Все мои действия я четка вижу и выполняю...
- Я весь отдался моему вдохновенному исполнению...
- Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...
- Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее…
- Мне легко и приятно держать всю программу в голове...
- Я расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления...
После этого прошу учащегося рассказать о своих ощущениях и впечатлениях, которые у него возникли.
1. Игра перед воображаемой аудиторией.
Когда программа уже готова, учащийся проигрывает ее целиком от начала и до конца, и представляет, что он играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией.
Это исполнение мы записываем на магнитофон, потом вместе прослушиваем и корректируем. Вместо слушателей могут быть поставлены стулья и на них посажены куклы, игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.
Этот прием позволяем проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторное проигрывание произведения с применением этого приема уменьшают влияния волнения на исполнение.
2. Медитативное погружение
Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Здесь прошу учащегося о предельной концентрации внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как частица бытия, которая уже никогда не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Необходимо суметь вокально повторить ноту за нотой, звук за звуком всё произведение до конца.
Это ощущение можно сравнить с несением полной до краев чаши, из которой не может быть пролито ни капли, погружение в звуковую материю происходит при выполнении следующих видов упражнений. Предлагаю учащемуся:
При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клапану инструмента, проверяется свобода движений и наличие в мышцах не нужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Спрашиваю учащегося: "Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие?"
Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляем в медленном темпе с установкой на то, что ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Фиксирую внимание учащегося на сосредоточенности исполняемого произведения, прошу его не отвлекаться.
Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К.С. Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению. Представление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредоточение только на стихии звуков.
Профессор Петрушин В.И. отмечает в своей работе, что медитативное погружение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленнные представления начинают работать не порознь, а в непрерывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое. Медленная игра с динамикой рр (piannissimo)тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы.
Автор:
Fedoseewa27Добавить свой ответ
Предмет:
Другие предметыАвтор:
анонимОтветов:
Смотреть
Предмет:
Другие предметыАвтор:
анонимОтветов:
Смотреть
Предмет:
Другие предметыАвтор:
анонимОтветов:
Смотреть
Вводятся числа а и b. Определить количество чисел в интервале [a;b], не принадлежащих интервалу [3;5]. Отобразите результат на экране. Также выведите те же числа.
с++
Предмет:
ИнформатикаАвтор:
UnSadОтветов:
Смотреть